понедельник, 29 октября 2012 г.

G.E.C.K.: Smart Cloud - когда облака становятся умнее



Насколько активно облачные сервисы входят в нашу повседневную жизнь? Облачные диски, сервисы хранения паролей, социальные сети, почтовые службы, фото-архивы, - вести перечисление можно очень долго, важно лишь то, что сеть с каждым днем накапливает все больше информации о нас. И мы к этому привыкли, теперь никого не удивить облачными дисками, а факт того, что приложение должно синхронизировать свои данные в облако, становится не приятным дополнением - а жизненно необходимой функцией. Но что нас ждет дальше? Что “скрывается за облаками”? Как выделить свой облачный сервис на фоне других? Давайте поговорим об этом.
Недавно я наткнулся на обзор нового социального сервиса Pheed. Pheed - это twitter с возможностью создавать платные подписки. Т.е. помимо публичных и приватных аккаунтов появились еще и платные, для подписки на которые нужно вносить ежемесячную оплату. Идея интересная, и мы ее еще обсудим, но сегодня я попрошу обратить внимание на систему рекомендацией сервиса Pheed. После авторизации мне был предложен список аккаунтов, на которых я мог подписаться. И знаете кто был предложен? Звезды и знаменитости. Для меня это было странно и несколько неприятно - несмотря на то, что я авторизовался через twitter, Pheed не проанализировал ни мою twitter-ленту, ни аккаунты, на которые я был подписан, для создания хоть сколько-то полезного списка рекомендаций. На основании этого инцидента можно сформулировать первый принцип Smart Cloud:
Любое современное облако не может существовать в отрыве от других сетевых сервисов, накапливающих персональную информацию о пользователях. Любой облачный сервис должен как можно больше производить автоматическую персонализацию аккаунтов пользователя на основе подключенных баз сторонних облачных ресурсов.
Прежде чем поговорить о втором принципе, давайте сделаем небольшое лирическое отступление. Доводилось ли вам пользоваться почтовыми фильтрами, раскладывая корреспонденцию по папочкам на основе заданных критериев. Простой, но в то же время достаточно эффективный прием автоматического упорядочения множества. В дальнейшем он был взять на вооружения разработчиками операционных систем, так появились Virtual Folders. В Apple пошли еще дальше и внедрили технологию “Smart” в ряд своих программных продуктов, добавив Smart Folders в Finder, Smart Playlists в iTunes и Smart Albums в iPhoto. Но создавать smart-фильтры вручную - это как шить одежду у хорошего портного, результат будет великолепным и именно таким, какого вы ждете, но процесс утомителен. Большинство жаждет быстрого процесса - зайти в магазин, найти взглядом что-то интересное и приобрести. Было бы  здорово, если рекомендации к группировке и фильтрации предлагали сами сервисы. Сказано - сделано, а самое интересное - кем сделано! AOL, от которого давно не было серьезных вестей в IT мире, пару недель назад презентовал Alto Mail. Alto Mail - это почтовый сервис, автоматически объединяющий письма в стеки по релевантным свойствам. Краткий обзор можно посмотреть в первой части CNet-новостей:
Помимо группировки писем AltoMail показывает информацию об отправителе, основываясь на данных из Facebook, Twitter и других сервисов (кстати сказать, подобный функционал можно добавить и в GMail с помощью Rapportive):

Более подробно об Alto Mail можно узнать из этой статьи. Мы же, основываясь на всей вышеизложенной информации, попробуем сформулировать второй принцип  Smart Cloud:
Пользователь не должен прикладывать усилия для систематизации данных в облаке. Весь процесс фильтрации, систематизации и ранжирования должен происходить на основе свойств полученных дейтаграмм, анализа действий пользователя и информации о нем из социальных баз данных (социальных сетей).
Два принципа. Всего два принципа, которые способны полностью изменить отношение пользователей к вашему сервису. Выполняются ли они в существующих системах? Мое личное мнение - в недостаточной мере. До сих пор вся интеграция заканчивается на возможности делать кроссервисный перепост материалов и ставить “like”. Есть пара преуспевающих ресурсов (Prizmatic, Alto Mail), но они скорее исключения из правил. Когда же существование облачного сервиса станет немыслимым без интеграции с сетевыми базами данных пользователей, когда вся входящая информация будет разложена по полочкам, можно будет начать разговор о третьем принципе Smart Cloud - автоматическом производстве новой информации...

3 комментария:

Pavel Dobushevich комментирует...

Насчёт отрыва от других сервисов есть тонкий момент. У того же твиттора и до этого были ограничения на api, а не давно ещё больше зажал. Т.е. моё личное наблюдение, чем больше становится сервис, тем больший кусок он хочет отхватить и для этого он старается всеми возможными способами притянуть и оставить пользователей у себя и никак не шарить данные. Тот же гугл сколько бодался и с твиттором, и с мордо книгой, чтобы получить их данные и получили дулю, в результате делают как все, заставляют пользователя оставатся в "их интернете" ака гуглъ плюс. И вот это действительно большая проблема. Не смотря на вроде бы открытость api, сделать нормальную интеграцию сложно, особенно с теми сервисами, которые из стартапа потихоньку переходят в нишу корпорации. 

Maxim Gurkin комментирует...

Павел, согласен с тобой. На текущий момент крупные сервисы неохото деляться базами данных своих пользователей. Но мне кажется, что в ближайшее время обстановка должна измениться - я предполагаю появление платного доступа к API того же Twitter или Facebook

Pavel Dobushevich комментирует...

У твиттора уже давно есть платный api, через который можно получать вообще все твитты - firehose. Но цену они устанавливают для каждого клиента свою :) Гуглу такую вломили, что они и не потянули... За мордокнигой особо не слежу, но они вообще не очень охотно делятся и предпочитают, чтобы разработчики делали приложения внутри их сети, а наружу даные не отдавать. 
Просто действительно, получается смешная ситуация. Когда сервисы, тот же твиттор, небольшие стартапы они дают прекрасный api и именно благодаря этому становятся популярными, а потом приходят дядьки в пиджаках, смотрят на доходы и расстраваются и начинается закрутка гаек... :(

Отправить комментарий