суббота, 8 сентября 2012 г.

Web-NS. Роль человека в современной сети



В своей первой статье, посвященной тенденциям современного web’а, я говорил о генерации и обмене данных между сетевыми сервисами. Если ранее web-ресурсы выглядели как моноблочные компьютеры с крайне бедными возможностями для расширения, то современный web я ассоциирую с открытой архитектурой и PnP. Вспомните, когда вы последний раз регистрировались где-либо в сети и вбивали логин/пароль для создания аккаунта? Загляните в профиль своего twitter или facebook - сколько web-сервисов авторизованы через него? А если речь зашла о facebook, то вспомните, давно ли вам доводилось копировать (вручную CTRL+C/CTRL+V) понравившуюся ссылку себе в ленту? Генерация контента пользователем упростилась до минимума. Все большее материалов создается автоматически на каждый наш чих. Складываться ощущение, что человек играет все меньшую роль в этом процессе. Или мне это лишь кажется? Попробуем копнуть глубже и разобраться.
“Любая пустота стремиться заполниться”. Так же можно сказать и о всемирной паутине. Переломным моментом в ее наполнении, на мой взгляд, стало распространение публичных API. Пожалуй, это событие можно сравнить с промышленной революцией XIX века. Если раньше автоматизация создания контента была несколько затруднительна, то с появлением публичных API интегрировать стало возможно все что угодно с чем угодно и не бояться, что изменится верстка... думаю, вы понимаете, о чем я ;-)
Но сам по себе API бесполезен, если нет данных, к которым можно получить доступ. Во время зарождения сети никто и не предполагал, что она разрастется до таких грандиозных размеров. И на мой взгляд, критическая масса достигнута, как следствие, начинают появляться довольно занятные сервисы, существование которых было бы трудно представить ранее. Возьмем для начала Pinterest. Что большинство людей делает на сегодняшний день в социальных сетях? Нет, одноклассников, родственников и друзей все нашли уже давно. Теперь все с упоением рассматривают забавные картинки, видео, цитатки и делают перепост себе в ленту. Словесное общение? Да вы батенька ретроград что ли? Репост и лайк вам в помощь. Так вот, если взять весь цимес современной социальной сети, то получится Pinterest - бесконечный поток изображений и видео, разделенных по интересам. Общение в Pinterest сведено к минимуму - есть только возможность комментировать. Но самое главное, Pinteret весь построен на кликах. Вам почти не придется загружать видео или изображения, ведь можно ходить по сервису и собирать на свои доски понравившиеся картинки - база огромна. Все что можно и нужно делать - ставить Like и делать Repin в свою коллекцию, и конечно, подписываться на интересные медийные потоки. Базу же Pinterest активно пополняют спамеры, только в отличие от других социальных сетей - здесь их все любят (по сути, неназойливый спам сейчас является движущей силой Pinterest).
Второй интересных сервис - Prismatic. Как мы раньше читали новости? Бродили по сети, искали интересные ресурсы, набирали RSS-фиды. Как мы читаем новости с Prismatic? Открываем доступ к нашим аккаунтам от социальных сетей, Prismatic их анализирует и предлагает интересный к прочтению материал. Почти GetGlue (о котором я уже упоминал), только для новостей. Из инструментов взаимодействия с сервисом нам доступны возможности оценить статью (и тем самым точнее настраивать поток информации) и поделиться ей (репост).
Третий сервис несколько выделяется на фоне предыдущих двух - это Zapier. Его идея не нова и ранее была реализована в ifttt, но у zapier с реализацией и маркетингом дела обстоят гораздо лучше. Задача ресурса - реагировать на события в одних сервисах и в ответ выполнять какие-то действия в других. Его я включил в наш список не случайно. Это очень важный показатель - начинают появляться сервисы-надстройки. Не приложения, работающие со сторонними сервисами, а именно сервисы-надстройки. Социальные сети и прочие крупные сетевые ресуры, такие как Evernote, GMail и т.д. превращаются в высокоуровневые базы. Продуктивность прямой работы с ними снижается с каждый днем по мере увеличения потока данных и снижения концентрации полезной информации.
На сегодняшний день у обычного пользователя нет нужды что-то загружать в сеть (помимо его фото), база сети пополняется организациями, коммерчески в этом заинтересованными. Пользователю остается взять нужный контент и разместить его у себя. В некотором плане, люди в этой модели начинают напоминать ботов, которые трудятся над сбором одной большой семантической головоломки, сортируя приходящий материал с помощью тегов и категоризации. Для тех кто чуть больше разбирается во всемирной паутине доступны более сложные инструменты сборки сети, к примеру, озвученный мною Zapier. Постепенно пользователи перестают понимать, объемы информации, генерируемые их разрастающимися сетевыми виртуалами (совокупность аккаунтов). Складывается ощущение, что любая капля, попадающая в океан информации порождает цунами перепостов: одна и та же информация распространяется через все источники. Начинает казаться, что ты общаешься в сети не с людьми, а с их представителями в виде ботов. Плохо ли это? Наверно, с точки зрения человека - да. Но с точки зрения программиста - это хорошо, ведь это новые горизонты для автоматизации поиска полезной информации среди увеличивающегося в объемах сетевого мусора.

Комментариев нет:

Отправить комментарий