понедельник, 2 июля 2012 г.

Искажение личности или рост профессионализма?



У людей увлеченных меняется мировосприятие. Когда-то давно, мой хороший друг, будущий невролог, сказал: “Врачи не видят людей, они видят болезни. Идешь по улице, и видишь, что на остановке стоит гепатит в белой рубашке, на скамеечке сидят два бронхита, а там с одышкой - гипертония. Со временем становишься жутким мизантропом...”.  А недавно, разговаривая с приятелем программистом услышал следующее: “В последнее время стал читать мало художественных книг. Начинаешь читать что-нибудь, и тут же в голове проскакивает мысль, что такой прием я уже где-то встречал, а эта точка зрения была у автора С. Что же до сюжета - что в нем интересного? Так набор событий... С возрастом становишься циничнее. Если бы меня бросила девушка в 17 лет - я бы писал кипятком, а сейчас - ну да, еще одно событие. События, обработчики событий... События теряют эмоциональную окраску - это просто event”. Звучит несколько пугающе с одной стороны, хотя с другой - оба эти человека профессионалы своего дела, и разве не здорово, когда человек всецело поглощен призванием? Иными словами, к чему могут привести такого рода аномалии, связанные с профессиональной деятельностью:  к деградации человека как личности, или к колоссальному росту профессиональных качеств? Возможно ли второе без первого?
Влияние количества
С чем может быть связано такое изменение восприятия вещей? В первую очередь, с количеством. Вот, к примеру, вы в детстве любили сгущенку? Одна банка, две, три... Какое лакомство! Ящик, два ящика, три - ой многовато... Контейнер, два, три - хм, сгущеное молоко говорите? А по-моему это хорошая партия товара. Надо бы его пристроить...
Увеличение количества способствует поиску ранее неизвестных и на первый взгляд малозначительных свойств вещей. Появляется возможность сравнивать и классифицировать. Так врачи делят группу людей по заболеваниям, программисты различают код по применению паттернов, а художники ранжируют картины по стилям, эпохам, авторам. Со временем навык оттачивается и доходит до автоматизма и тут начинается самое интересное...
Сдвиг парадигмы
Мозг начинает самостоятельно выполнять привычные операции оценки объектов по множествам свойств, производя это молниеносно. Взгляд на картину - в голове уже выстраивается вся информация о ней; глаза пробегают пару строчек кода, а в голове сложилось представление об авторе. Но в один прекрасный момент вы применяете свои знания к несвойственной им области. Падающая капля раскладывается по векторам сил приложенных к ней, и пространство заполняют линии, касательные, углы отражения; окружающие события выстраиваются в рекламные ролики; пристально всматриваясь в девушку за соседним столиком вы относите черты ее лица к какой-либо школе живописи - вас не интересует девушка сама по себе, важен лишь образ. И вот уже с головой увлеченные этим процессом вы используете свои знания в виде ящика фокусника - закидываете в него все, что попадает под руку, наблюдая за результатом. Процесс увлекает с головой!
Так в чем же подвох
Незаметно, мышление в иных категориях становится нормальным, повседневным. И вот уже весь окружающий мир переодет в новые цвета - программисты обезличивают события (ведь у “onmouseover” нет эмоциональной окраски - событие либо есть, либо его нет), врачи перестают видеть в пациентах людей, а рекламщики даже в самых трагических событиях способны рассмотреть классный рекламный трюк. Вы начинаете разговаривать с окружающими не просто на “несколько ином языке”, а на противоположном. И если для других два фонаря и дерево не могут вызвать никаких эмоций кроме “да, стоят два фонаря и дерево”, то для вас это “вау, какое классное освещение! И всего три источника света, а вот в 3D studio Max 4 для такой сценки пришлось бы расставлять с десяток светильников, чтобы получить равномерное рассеивание”. Для других на улице происходит кровавая бойня, а для вас живописнейшая картина апофеоза борьбы за власть.
Хорошо это? Плохо ли? Каждый выбирает для себя в зависимости от того, что ему дороже. Может ли видение мира через призму профессионального опыта существовать без искажения личности? “ - Может ли быть кофе без сигарет? - Может, но к чему упускать такую приятную возможность?”.

1 комментарий:

beyondplm комментирует...

это не искажение личности. это отражение жизненого опыта и приоритетов. со временем понимаешь, что времени не так много как кажется и уж точно не столько сколько хотелось. поэтому приоритеты становятся все более важны. 

Отправить комментарий