“Я стремлюсь к своей цели, я иду своей дорогой; через медлительных и нерадивых перепрыгну я. Пусть будет моя поступь их гибелью!”
Ф. Ницше
“Начиная дело, представляйте конечную цель.”
С. Кови
Все закономерно. И если человек чего-то достигает, то это результат работы, не важно какой, физической или умственной, работы над чем-либо или над собой. А в основе любой деятельности лежат цели. Рабочий подходит к станку не для того, чтобы поиграться с рычажками управления - он нацелен на продукт. Программист пишет код держа в голове конечную модель программы. В итоге, любая деятельность может быть представлена в виде цели и путей их достижения. И по большому счету, осуществимы любые цели, на которые способно ваше воображение, вопрос лишь в том, на что вы готовы ради их осуществления? Но об этом чуть позже, а пока поговорим о жизненном цикле целей.
Рождение цели
Знаете, чем отличается выращивание яблок в собственном саду от выращивания их на ферме дядюшки Сэма? В первом случае цель вырастить яблоки возникла из вашего желания. Во втором желание отсутствует - цель просто помещается в вашу голову. Можно сказать, что желание, предшествующее рождению цели похоже на бурный секс перед зачатием, в то время, как во втором случае имеет место искусственное оплодотворение.
Как только в вашей голове появился набросок цели, вы преступаете к его проработке (приступать к созданию, имея в голове лишь пару штрихов, равносильно попытке сконструировать самолет из подручных средств: молотка и консервной банки). И тут вас подстерегает страшный зверь, имя которому... нет, не “Легион”, а “перфекционизм”. Стоит дать волю безудержной фантазии, как ваш набросок машины для гольфа превратиться в наброски фабрики по производству автомобилей, а затем в наброски сети заводов... а потом в наброски по захвату монополии... а потом вы выкидываете все наброски в корзину и ложитесь спать. Поэтому, важно вовремя остановиться. Если пункт B требует реализации пункта A, то дальше пункта B заходить нет ни малейшего смысла: к чему планировать сети заводов, если у вас нет ни машины, ни даже маленькой мастерской, в которой вы сможете собирать их стабильно. Начните с малого. Лучшее - враг хорошего. Набросайте чертежи, которые возможно будет осуществить в ближайшие две недели. Этого будет достаточно, чтобы построить “страшненьких” опытных “франкенштейнов”.
Становление
И вот ваши первые опытные страшилища готовы, и вы показываете их своему другу Билу, прокручивая в голове “эх, какая же ужасная аэродинамика...”. Но вот что удивительно, об аэродинамике транспортного средства ваш друг даже не задумался, а вот о том, что отбил себе задницу при езде по кочкам упомянул. Какие из этого выводы? Во-первых, испытывайте на себе - пусть лучше гвоздь из сиденья воткнется вам, чем потенциальным потребителям. Во-вторых, ищите выносливых первоиспыталелей, которые понимают, что продукт сырой, но могут углядеть перспективы и дать дельные советы.
После того, как вы раза 4 переделаете свое детище, вы поймете, какое оно должно быть на самом деле. Главное, не боятся делать и переделывать. Лучше тяжёлая и неуклюжая на поворотах кибитка, в которой вы уже можете ездить, чем гоночный болид в чертежах.
Смерть в лучах славы
Вот и настал тот момент, когда ваша машина для гольфа уже не заваливается на поворотах, не отбивает задницу водителю и радует глаз. Но перед тем как представлять ее публике, проверьте все десяток раз, проработайте все внешние поверхности. Запомните одно - пользователь не прощает недочетов. Если на вашей первой презентации у вас отвалится ручка дверцы - ваше транспортное средство запомнится именно этим. Вот где перфекционизм будет уместен, так это перед выпуском продукта.
Почему же я назвал раздел “смерть в лучах славы”? Потому что при удачном осуществлении цели, она исчезает, она уже осуществлена. Доработка продукта, выпуск новых версий - это уже другие цели. Вы должны поставить галочку в вашем ежедневнике и подвести итоги. Все, цель выполнена, цели больше нет. Да здравствует новая цель!
Стоит ли убивать гибнущие цели?
Бросать свои цели - это очень плохой показатель, но если вы все же хотите это сделать, то сначала постарайтесь понять причину и сделать выводы на будущее. Вы должны понять, почему это произошло. Но всегда, даже если вы отказываетесь от намеченной цели - доведите ее до какой-то промежуточной точки, иначе вы не получите никакого опыта. Нельзя спрыгивать с поезда на полпути. Люди, которые этим увлекаются, чаще всего крайне посредственны и хватаются то за одно, то за другое. Зачастую, желание выйти из игры связано с завершающей стадией - кажется что это конец, больше нет сил и смысла, но оказывается, что именно это и есть предвестник грядущей победы. Потому что любая победа - это умение превозмогать себя. (“И если у тебя не будет больше ни одной лестницы, ты должен будешь научиться взбираться на свою собственную голову: как же иначе хотел бы ты подняться выше?”)
Стоимость целей
Не обманывайте себя. У каждой цели своя стоимость. И эта стоимость будет включать не только время, но и зачастую решения, которые могут кардинально поменять вашу жизнь. Мой же совет - не бойтесь ставить сложные и опасные цели, не бойтесь менять жизнь, изменяя все до неузнаваемости. В конце жизни вы будете жалеть ни о том, что вы сделали, а о том, чего не решились сделать.
Может показаться, что моя статья описывает жизненный цикл цели создания чего-то. Но на самом деле этот цикл применим и для изучения чего-либо, к примеру, игры на скрипке (просто начните, поиграйте для себя, покажите другу, работайте над собой), и для освоения профессий, и для налаживания деловых контактов (когда вся подготовка кажется завершенной, проверьте еще раз, доведите ваши навыки до совершенства).
P.S.: статью побудило написать одно событие - полумарафон, который я пробежал вчера. Это моя старая мечта, постепенно превратившаяся в цель. 22 километра непрерывного бега: в начале дистанции ты не представляешь, как сделаешь это; на 5-ом километре кажется, что ты выдохся и с трудом протянешь еще один; на 10-ом приходит осознание, что пройдено еще менее половины пути, но ты убеждаешь себя, что пройденных 10-ти километров как бы и не было, а остается твоя стандартная дистанция в 12-ть; на 20-ом ты ощущаешь хлюпанье в кросовке т.к. палец стерся до крови; на 22-ом ты понимаешь - это победа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий