воскресенье, 11 марта 2012 г.

Продвижение товаров в IT-индустрии. Реклама ПО и сервисов


Рекламу каких товаров мы чаще всего встречаем в повседневной жизни? Пожалуй, топ-3 будет: автомобили, шопинг и цифровая электроника. Но ведь компьютеризация и разрастание глобальной паутины не могли пройти незаметно для рекламного сектора? Появились новые группы товаров: софт и сетевые сервисы. Хочу сразу уточнить, что под словом “софт” я подразумеваю программные продукты отличные от игр. Игры сродни интерактивным видеофильмам - для них подходят те же приемы, что и для рекламы кинопроката (для любопытных интересная подборка от adme “Видеоигры и их видеореклама”). К тому же игровой индустрии, как и любви, все возрасты и группы населения покорны. С программными продуктами (в дальнейшем ПО) все намного сложнее: рынок имеет зачастую выраженную специализацию, поэтому размещать на ТВ маркетинговый материал нового офиса от Microsoft будет неэффективно (хотя есть отчаянные ребята, взять к примеру tv-рекламу google). Как же рекламировать софт и сервисы? Попробуем разобраться.
Для начала определимся с целевой аудиторией. Какова ее особенность? Она крайне таргетирована. Если, к примеру, фотоаппарат вы сможете продать любому, от школьника до пенсионера, то программы для работы с фотографиями нужны отнюдь не всем. Иными словами, нам подходят лишь способы, позволяющие фокусироваться на целевой аудитории. Такие способы можно разделить на две большие категории: offline и internet реклама.
Первоначально я не предавал большого значения offline-рекламе, но затем обратил внимание на печатную продукцию. Ее основной плюс - охват аудитории слабо разбирающейся в компьютерах и сети. К примеру, представьте себе среднестатистического рабочего, мужчину лет тридцати, пользующегося компьютером для скачивания “лицензионных” новинок киноиндустрии, возможно, посещению соц. сетей и не более. Нам нужно продать ему антивирус. Как вариант возможно размещение печатной рекламе в популярном мужском журнале. Вот так поступает небезызвестный отечественный производитель антивирусных решений:
Неплохие печатные принты, рекламирующие функцию исправления ошибок при наборе поисковых запросов имеет упомянутый выше Google:
А сервис поиска знакомств размещает вот такие “ужасы” на разворотах печатных изданий:
Skype в свою очередь рекламирует звонки по всему миру, ведь целевую аудиторию skype входит любой человек, с желанием, не тратя лишних средств, пообщаться с друзьями или близкими, независимо от их географического местоположения:
Помимо размещения печатной рекламы в периодических изданиях, есть смысл прибегать к ней на конференциях, семинарах и прочих тематических мероприятиях. К примеру год назад на UWDC 2011 участникам раздавались открытки от job.ru:
Несмотря на возможность охвата offline-аудитории (а точнее, “около-интернет аудитории” ;-D ), печатная реклама имеет слабый канал воздействия (задействовано  лишь зрительное восприятие статического изображения) и охватывает лишь небольшую аудиторию (к примеру, аудитория журнала MAXIM по России составляет 2306 тыс. человек, что составляет всего 1% от населения страны). И как вы уже могли догадаться, вышеперечисленных недостатков лишена internet-реклама.
Контекстная реклама, баннерные сети, email-рассылки, всевозможные партнерские программы - инструментарий продвижения товаров богат до безобразия. И среди всего этого многообразия есть один, заслуживающий отдельного внимания - это видеореклама. Почему именно видео? Оно лучше всего распространяется в сети и имеет самый широкий канал воздействия. Видео не обязательно должно быть вирусным, хорошая видеореклама быстро разлетается среди целевой аудитории. Взглянем на подборку видеорекламы сетевых сервисов:

Apple garageband

Adobe Photoshop

Kasprsky Antivirus

ABBYY Lingvo

Inforbix

Google Blogger

Spring Framework

Microsoft Office

Java 7

Согласитесь, такое видео способно привлечь намного больше потенциальных клиентов, чем контекстная реклама.
Наиболее же интересным it-продуктом с точки зрения продвижения я считаю платформу для разработки Java7. Маркетологи из Oracle прибегли почти ко всем доступным приемам:

- видеореклама;
- выпуск журнала Java Magazine;
- регулярные конференции JavaOne;
- кампания "Java+You";

Чем же она так интересна? Вся рекламная кампания Java7 направлена на то, чтобы продемонстрировать как разработчикам, так и менеджерам, что Java - это не просто платформа для разработки, а современный it-тренд. Что мне это напоминает? Рекламу автомобилей: первоначально сам факт того, что “самоходная телега” умеет ездить был поводом обратить на нее внимание. Затем автомобили совершенствовались в направлении скорости и надежности. Следом немаловажной деталью стала комфортабельность салона и внешний вид. Сейчас же помимо всего прочего крайне важно наличие сервисной сети автопроизводителя, техническая поддержка. По такому же направлению, на мой взгляд, идут и средства разработки. Качественные показатели языка/платформы на сегодняшний день это отнюдь не ключевой момент при выборе инструментария. Все большую роль начинает играть наличие удобных IDE, наборов библиотек, поддержка протоколов, размеры комьюнити и возможность получить платную поддержку.
Современная it-индустрия прошла период, в котором программы и сервисы просто работали и этим уже продавали себя. Пришло время брендов. Пользователи, как и разработчики, готовы платить за причастность к чему-то большому, модному, популярному. Не думайте, что если вы делаете продукт для инженеров, программистов и даже для обычных пользователей, то просто перечислить конкурентные преимущества будет достаточно для успешного продвижения, лет 10 назад этого было бы достаточно. Теперь пользователь хочет большего, чем просто рабочий инструмент - он хочет удобный, красивый и модный инструмент.

P.S.: а какие рекламные кампании ПО и сетевых сервисов вам еще известы?

Комментариев нет:

Отправить комментарий