суббота, 18 июня 2011 г.

Путь менеджера. Intro

Не могу сказать точно, когда у меня возникла любовь к процессу управления и принятия решений, но точно знаю, когда она оформилась в желание управлять разработкой программных продуктов. А случилось это после прочтения знаменитой книги Фредерика БруксаМифический человеко-месяц”. Тогда я загорелся идеей создания “хирургической группы”, описанной в книге. Впоследствии, насмотревшись на процесс разработки в Compass Plus, где мне довелось проходил подобие стажировки, я точно знал, чего хочу. Архитекторы и менеджеры проекта RadixWare вершили его судьбу. Я видел процесс со стороны, меня он завораживал.
В это время оказалась очень кстати задача, порученная мне в Compass Plus - исследование систем управления проектами, разумеется, бесплатных, т.к. платным де-факто в сфере является Jira (хотя сегодня ее может потеснить YouTrack). За отведенное время я успел посмотреть все существующие Open Source решения и убедиться, что почти все - говно, даже распространенный в те времена Trac (который среди друзей разработчиков я называл “трах”, т.к. необходимо хорошенько “потрахаться”, чтобы заставить его приемлемо работать). Исключением оказался RedMine. Я уже упоминал о нем в одной из своих статей. RedMine выделяется во всем: приятный пользовательский интерфейс, простая процедура установки и настройки (подробно описанная на официальном сайте), богатый функционал, позволяющий поддерживать полный жизненный цикл ПО, прекрасная расширяемость и, пожалуй, то, что позволило получить все перечисленное - Ruby on Rails. Именно в RedMine я впервые столкнулся с этим замечательным web-фреймворком. И по сегодняшний день RedMine (в совокупности с Google Calendar) является для меня центральным инструментом ведения проектов.
Ну хорошо, допустим у нас есть в наличии амбициозный юноша, RedMine и желание управлять проектами. А куда дальше? А дальше в Магинфо ;-) Именно там я впервые опробовал в полевых условиях RedMine. Благодаря стечению обстоятельств (Михаил, у которого мы первоначально выполняли задачи, уехал в отпуск) мы перешли в распоряжение Алексея Сигорского. А спустя, примерно, пол года Алексей поручил мне управление хоть и маленького (три человека, впоследствии разросшийся до пяти), но отдела, где я уже смог заняться созданием “хирургической группы” ;-). За навыки управления людьми и умение решать задачи я во многом благодарен Алексею - учитель из него замечательный, хотя процесс обучения был не без нервов (и по-моему, с обеих сторон =D ). Самое главное, что я усвоил:

  1. Задача менеджера не просто руководить проектом, а оптимизировать его выполнение, сократив все издержки. Сжатые сроки и четкие требования. Любой, даже самый хороший программист без постоянного контроля начинает работать медленнее. Задача менеджера в данном случае такая же, как и у тренера, едущего на велосипеде рядом с марафонцем - поддерживать темп.
  2. Менеджер - это диктатор. В управлении проектами не может быть демократии. Да, необходимо советоваться с членами команды и выслушивать их мнение, но конечное решение принимает один человек. Меньше обсуждений и “пропозалов” - больше дела.
  3. Менеджер не должен занимать нейтральную позицию в решаемых вопросах. Он либо говорит “да”, либо “нет”. Вариант “Решайте сами” недопустим. Иными словами, задача менеджера превратить аморфную идею в фундамент, с которого начнется строительство. Любые дела, пущенные на самотек делают фундамент нестабильным.
  4. За все ошибки перед начальством\заказчиком отвечает менеджер. Потом он может распять своих разработчиков в учебно-методических целях, но так или иначе, вся ответственность на нем.
  5. Менеджер решает все задачи сразу, по мере поступления. Позже их не разгрести.
  6. Менеджер всегда доступен. Поэтому, включи телефон и держи его при себе где бы ты не находился! (наверно, это самое первое, что я усвоил =D ).

Сейчас я сменил место работы, но опыт разработки и ведения проектов продолжает накапливаться. Что-то берется из наблюдений, что-то из собственного опыта, благо проектов хватает и они не ограничиваются одной лишь работой. Это начало цикла статей об управлении разработкой программных продуктов. В комментариях я жду от вас список тем, которые наиболее интересны вам!
P.S.: раз я завел уже речь о RedMine, то первые статьи будут посвящены эффективному использованию этого инструментария.

Комментариев нет:

Отправить комментарий