суббота, 26 ноября 2011 г.

Пара слов о бизнес-литературе


“Бизнес-литература”, “Литература личностного/бизнес роста”, “Позитивная психология”  - это все одного поля ягоды. Поля, название которого слабо отражает содержимое. Мое утверждение базируется на том, что слишком много мусора в этой категории книгоиздания. По факту, пишут все, кому не лень, дают множество советов, ценность которых сомнительна. Я писал уже о такого рода книгах (Рецензия на книгу "Богатый папа, бедный папа" Роберта Кийосаки), и всегда это были положительные отзывы. Сейчас пришло время ответить на вопрос “А был ли от них толк?”.
Почему я задался таким вопросом? Просто меня заинтересовало очень неоднозначное отношение людей к “бизнес-литературе”. Одни люди считают ее бесполезным мусором, сборниками очевидных вещей, другие - читают ее взахлеб, возводя авторов в ранг кумиров.
К такого рода книгам я отношу творчество Стивена Кови, Ричарда Брендсона, Гая Кавасаки, Джейсон Фрид (хорошие, на мой взгляд, представители жанра), Роберта Кийосаки, Сергея Азимова и другие. Что они рассматривают в своих произведениях? Как быть эффективным (работа, общение с людьми), как улучшить свое благосостояние, как добиваться целей... Согласитесь, формулировка тем походит на “что надо сделать, чтобы быть счастливым”, что само по себе ставит под сомнение содержимое книг.
Еще Бернард Шоу говорил: “Кто умеет, тот делает; кто не умеет, тот учит (других)”. Справедливое суждение. Справедливо оно как по отношению ко многим преподавателям учебных заведений, так и к авторам книг “об успехе”. Большинство авторов просто делают деньги, штампуя труды о том, “как жить хорошо”. И по факту здесь даже опыта не нужно - берем любую книгу по психологии (или по экономике), разбавляем ее до состояния потребления массами (добавляем подсластителей и ароматизаторов по вкусу) и выбрасываем на рынок.
Лично я подразделяю такую литературу на две категории: первая несет идею о том, что надо заниматься по-настоящему значимыми, важным для вас и для окружающих вещами (важна идея и ее воплощение, а деньги придут); вторая категория ставит деньги во главу угла (главное любыми доступными способами заработать “прелесть”). Если бы авторы книг были пекарями, то для первых был бы важен сам продукт (его вкус, цвет, запах, форма), а для вторых - сам факт наличия продукта (главное чтобы были булки и люди их покупали, отдавая деньги).
“Бизнес-литература” похожа на жидкость для розжига. Если у вас есть хорошие дрова (хворост) и спички - вы все равно разожжете костер, жидкость для розжига лишь может ускорить процесс (а может и не ускорить). Хорошая жидкость для розжига помогает разжечь быстрее, не повредив продукту. Плохая - может испортить продукт, придав ему специфичный запах и вкус. Но вам никогда не удастся лишь на одной жидкости приготовить мясо. Так же и одна лишь “бизнес-литература” не способна вам помочь. Она может вдохновить, показать базовые принципы, но не более.
Для меня были полезны книги хороших, на мой взгляд представителей жанра (смотрите выше). Книга “К черту все - берись и делай” Ричарда Брендсона - прекрасный автобиографический мотиватор; “7 навыков высокоэффективных людей” Стивена Кови помогла систематизировать накопленный ранее опыт в общении с людьми, в достижении поставленных целей; “Стртап” Гая Кавасаки - попробовать себя в шкуре стартапера (хотя мой первый “блин” был комом - но я получил хороший опыт), “Enchantment” - содержит неплохие размышления о том, как вдохновлять людей, очаровывать их идеей.
Я не отношу себя ни к любителям таких книг, ни к их ярым противникам. Фанаты меня пугают своей непогрешимой верой в труды любимых авторов. Иногда мне кажется, что они готовы посвятить всю свою жизнь бесконечным тренингам и чтению книг “как сделать хорошо”, так ни разу не преступив к созданию чего-то значимого. Ярые противники, на мой взгляд, упускают возможность оценить накопленный опыт через призму сторонних суждений - что иногда бывает крайне полезно.
Наверно, может возникнуть разумный вопрос: как среди груды хлама найти что-то стоящее? Мой совет - не ищите. Бесполезно искать специально и заранее. Вы должны быть готовы к книге, иначе от прочтения не будет пользы. Попытайтесь вначале сами разобраться в интересующей области без “допинга”. Хотите стать мастером НЛП? Не нужно покупать книги, которые обещают сделать из вас “виртуоза жанра” за 3 дня - начните с фундаментальных книг по психологии. Чаще посещайте бары, наблюдая за поведением людей, их манерами (бары - это идеальные места для изучения “невербалики”, НЛП). Опробуйте свои навыки на практике. И лишь потом почитайте уже готовые рекомендации, сравнивая свой опыт с предложенными примерами, приводя знания в систему.
Если у вас возникнет вопрос, какие лучше книги выбрать, каких авторов - все довольно просто: интернет вам в помощь. Лучше всего здесь поможет YouTube. Хорошие авторы очень часто проводят семинары. С их помощью вы сможете оценить адекватность последних. И не в коем случае не доверяйте комментариям к книгам. То, что большинства может показаться “книгой века”, на поверку окажется бесполезной банальщиной.
И в заключении, напомню, что качество творения зависит лишь от мастерства создающего, которое приходит с опытом. Поэтому ни одна книга, ни одно руководство не заменит самого процесса создания. Одним словом, “к черту все - берись и делай!” ;-)

Комментариев нет:

Отправить комментарий